Медицинское вмешательство без согласия

Согласие на медицинское вмешательство – добровольное или наоборот?

Медицинское вмешательство без согласия

В этой теме мы расскажем о подвохах такого документа, как Согласие на медицинское вмешательство.

Итак, наверное, каждый уже успел столкнуться с тем, что в поликлинике, прежде чем попасть на прием к врачу, нам дают некий бланк, в котором написано, что мы даем согласие на все виды медицинских вмешательств, указанных в неизвестном обычному человеку Перечне определенных видов медицинских вмешательств.

При этом ссылка в бланке согласия на этот загадочный Перечень есть, а самого перечисления видов вмешательства из этого Перечня нет.

Подписывая такое Согласие, получается, что человек вроде бы соглашается на ВСЕ виды медицинского вмешательства из Перечня.

Так в чём проблема?

Как Вы уже догадались, проблема тут не одна:

1. Не понятно, на что человек согласился – большинство этот Перечень никогда в глаза не видело. На что дано согласие – на осмотр, массаж, вакцинацию или еще что-то? Внятно на это вопрос в регистратуре никто не отвечает – «Женщинааааа, Вам что, не понятно – в перечне все написанооооо».

2. Подписал согласие на все виды медицинского вмешательства, указанные в Перечне – значит, согласился не только на осмотр или измерение давления, но и на рентген, и введение лекарств.

3. На практике такое согласие фактически подписывается еще до того, как человеку все разъяснили – зачем нужно делать ту или иную процедуру, какие есть противопоказания, побочные действия, риски и т.д.

Некоторые вполне обоснованно стали бояться – а вдруг такое согласие даст врачам провести трансплантацию органов? Конечно, наученный горьким опытом человек уже знает – во все надо вникать, ко всему надо подходить с умом.

Рядовые медики зачастую далеки от права, как обезьяна от ядерной физики, поэтому верить на слово им не стоит.

А теперь давайте разложим все «по полочкам», развеем страхи и усвоим, как действовать, когда нам подсовывают странную бумажку под названием «Информированное добровольное согласие на виды медицинского вмешательства».

Для начала определимся с терминами:

Медицинское вмешательство — это виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций по отношению к пациенту, а также искусственное прерывание беременности, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности (следует из пункта 5 статьи 2 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”).

Таким образом, к медицинскому вмешательству в равной степени относятся как простейший врачебный осмотр, измерение давления, так и взятие крови на анализ, и даже трансплантация донорских органов.

Прежде, чем произвести медицинское вмешательство, необходимо получить согласие человека. За детей до 15 лет согласие дают родители (законные представители), опекуны или попечители, а на трансплантацию органов – до 18 лет ребенка.

Нет согласия – нет вмешательства. Но есть и исключения из этого правила, установленные в части 9 статьи 20 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”.

Так без согласия человека, одного из родителей или иного законного представителя медицинское вмешательство допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Например, когда Вы пришли на профилактический осмотр к терапевту, окулисту, лору, т.е. угрозы Вашей жизни нет, опасной для окружающих болезни, как Вам кажется, тоже нет, тяжелыми психическими расстройствами Вы не страдаете, то вполне законно предложить Вам подписать согласие на медицинское вмешательство.

Но.

Это не должно быть согласие одним махом на все указанные в Перечне виды обследований и манипуляций.

В Вашем заявлении должны быть указаны только те, за которыми Вы обратились и в отношении которых Вам предоставили всю информацию – зачем оно Вам надо, какая цель, ожидаемый результат и т.д. Т.е. Ваше согласие должно быть ИНФОРМИРОВАННОЕ.

Информированное согласие – это значит, что перед подписанием бумажки медработник сообщил человеку в ДОСТУПНОЙ для него форме ПОЛНУЮ информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Вот так.

А как на практике? – Здравствуйте. Мне бы к терапевту, у меня температура 39, насморк и кашель, боюсь до завтра не доживу, грипп, наверное,

– Подписывайте согласие на медицинское вмешательство,

– Зачем?

– Иначе не примем.

– Хорошо, давайте подпишу согласие на осмотр.

– Нет, надо по нашей форме. Иначе не примем…

Правомерно ли действует в такой ситуации медработник?

Очевидно, что нет.

Но такой диалог, как оказалось, вполне обычное дело.

Единственное, о чем информирует медработник, это то, что «без бумажки Вас не примем».

А как же случаи, при которых согласие не нужно? Например, по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека. А если человек умрет, если ему отказать в помощи и отправить домой?

Но главное – другое.

Человек не обязан давать согласие на манипуляции, относительно которых он не получил информацию.

Что это значит?

– Пришел на осмотр, значит, подписываю согласие на медицинское вмешательство в форме осмотра.

– Пришел делать флюорографию, значит, подписываю согласие на медицинское вмешательство в форме флюорографии.

– Пришел к лору промыть уши, значит, подписываю согласие на промывку ушей.

– Пришел делать уколы ребенку, значит, подписываю согласие на внутримышечное введение лекарственных средств – причем указать каких именно (наименование, количество).

И так далее – по ситуации. Причем с предварительным ИНФОРМИРОВАНИЕМ – зачем манипуляция нужна, какие риски и т.д. (писала об этом выше).

Таким образом, если человек не хочет подписывать согласие на медицинское вмешательство на бланке медорганизации, в котором есть ссылка на Перечень и указано, что человек дает согласие на любое вмешательство из этого перечня, то это – его право.

Какие виды медицинского вмешательства прописаны в Перечне,утвержденном Минздравом (Приложение к приказу 23 апреля 2012 г. N 390н):

1. Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза.

2. Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование.

3. Антропометрические исследования.

4. Термометрия.

5. Тонометрия.

6. Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций.

7. Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций.

8. Исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы).

9. Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические.

10. Функциональные методы обследования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммы, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, рэоэнцефалография, электроэнцефалография, кардиотокография (для беременных).

11. Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, допплерографические исследования.

12. Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно.

13. Медицинский массаж.

14. Лечебная физкультура. Т.е. послушать пациента о его жалобах на здоровье – это уже медицинское вмешательство.

Как видно, про трансплантацию органов и тканей тут речь не идет.

Каждый имеет право подписать согласие даже на ОДНУ манипуляцию, на ОДИН ВИД медицинского вмешательства.

Также каждый имеет право в любой момент ОТКАЗАТЬСЯ от медицинского вмешательства.

Об этом прямо сказано в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” (пункт 8 части 5 статьи 19).

И ни в одном федеральном законе нет статьи, ОБЯЗЫВАЮЩЕЙ граждан или их законных представителей (родителей) давать согласие на ВСЕ виды медицинского вмешательства ЗАРАНЕЕ – т.е. до момента наступления заболевания или момента, когда человек захочет получить медпомощь.

Итак, подписывать согласие на бланке медорганизации по форме, утвержденной Минздравом, – совсем не обязательно.

Да, Минздрав утвердил бланк согласия на медицинское вмешательство и бланк отказа от медицинского вмешательства.

Но давайте не будем забывать, что приказы Минздрава должны соответствовать федеральным законам. А в федеральном законе обязанность подписывать такой бланк не предусмотрена.

Поэтому если не хотите давать согласие сразу на все манипуляции из Перечня, то можете написать свое индивидуальное согласие.

Но в таком согласии должны быть необходимые данные о Вас – фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства. Еще можно указать список родственников или законных представителей, которым пациент разрешает предоставить информацию о своем диагнозе, степени тяжести и характере заболевания.

И, конечно, настаивайте, чтобы перед подписанием согласия Вам разъяснили всё о:

– целях оказания медицинской помощи;

– методах оказания медицинской помощи;

– риске, связанном с оказанием медицинской помощи;

– возможных вариантах медицинского вмешательства;

– последствиях медицинского вмешательства;

– предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. И последнее на сегодня, о чем хочу сказать.

А что будет, если вообще не подписывать никакого согласия? Неужели врач имеет право отказать в медпомощи?

Законы в России не разрешают отказывать человеку в медпомощи!

Об этом написано в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” (пункт 7 статьи 4): «Основными принципами охраны здоровья являются: … недопустимость отказа в оказании медицинской помощи». Здесь же написано и про приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

В данном законе есть даже отдельная статья 11, которая так и называется «Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи»:

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из текста статьи закона, никаких условий для подписания документа о согласии на медицинское вмешательство не указано.

Поэтому если Вас в регистратуре отправили на все четыре стороны, то это незаконно.

Что делать в таком случае?

Можно написать жалобу главному врачу, а можно – в прокуратуру и страховую компанию.

Только обращаться надо письменно – помните это всегда. Конечно, и на Вашу устную жалобу может быть реакция, но нередко на слова реакция нулевая. А нервы у Вас не железные, так ведь?

Поэтому спокойно просто пишите жалобу, регистрируйте её, сохраняйте свой экземпляр с отметкой о приеме. Обычно после письменной жалобы реакция следует незамедлительная – человека принимают.

Помните – Вы вправе давать согласие на медицинское вмешательство в СВОБОДНОЙ форме. Но чтобы можно было установить, что это согласие именно от Вас, надо указать ФИО, дату рождения и адрес.

Такой документ Вы можете заранее составить дома, распечатать на принтере или написать от руки.

А теперь подведем итоги:

– Если Вы заболели или заболел Ваш ребенок, то при обращении к врачу Вы письменно даете согласие на КОНКРЕТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, которое НЕОБХОДИМО в данном КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ;

– в законах России нет правил, ОБЯЗЫВАЮЩИХ граждан или их законных представителей давать ЗАРАНЕЕ (до момента наступления заболевания) информированное добровольное СОГЛАСИЕ на ВСЕ виды медицинского вмешательства;

– даже во время болезни человек или его законный представитель (родитель, опекун, попечитель) ИМЕЕТ ПРАВО ОТКАЗАТЬСЯ от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

На что еще важно обратить внимание:

Если Ваш ребенок находится без Вас в больнице, проходит там обследование или лечение, то проконтролируйте – на что Вы подписали согласие. Бывает, что родители даже не в курсе, какие уколы делают их детям и какое конкретно обследование проводят.

Поэтому СНАЧАЛА ПОЛУЧИТЕ от лечащего врача всю информацию о здоровье ребенка, о запланированных методах лечения, а уж потом подписывайте бумажки о своем согласии на них, – только пишите точнее, на что конкретно Вы согласны, чтобы потом вдруг не оказалось, что ребенку влили не понятно что в кровь, не сделали какую-нибудь пункцию или не отрезали чего-нибудь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/soglasie-na-medicinskoe-vmeshatelstvo-dobrovolnoe-ili-naoborot-5bdb2d70bd70ad00aa0c57c3

Полина Габай: Теория заговора, или Скорая помощь получит право спасать без согласия

Медицинское вмешательство без согласия

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Законопроект № 812687-7 о наделении работников скорой помощи правом проводить медицинские вмешательства без согласия пациента наделал немало шума. Фактически эмоция разделилась, а точнее раскололась на два лагеря: врачи и пациенты.

Первые категорически за, вторые не менее категорически против. Причина такого противоречия, по всей видимости, кроется в специфике работы бригад СМП (скорой медицинской помощи), которая хорошо известна первым и плохо понятна вторым.

Хотя истоки проблемы скорее в тотальном кризисе доверия к власти, медикам, да и вообще ко всей окружающей среде, а также мощное дилетантство, которое дает право уверено судить, не вникая в суть дела. Данный закон был воспринят многими как закон о принудительной вакцинации.

Народ буквально бьется в истерике, клеймит власть, врачей и коронавирус в то время как законопроект не имеет ни малейшего отношения к прививочной теме, равно как и не дает медикам права насильственно оказывать различного рода манипуляции. Полагаю, что протестующим следовало для начала хотя бы прочитать законопроект.

Букет скорых проблем

Поясню, что работа скорых давно сопряжена не только с большими нагрузками и фактическим риском для здоровья (нападения, инфекции и пр.), но и с целым букетом правовых проблем.

Основная загвоздка заключается в том, что нормы действующего законодательства допускают оказание медицинской помощи без согласия пациента (или его законного представителя) только в экстренной форме, то есть при наличии непосредственной угрозы жизни.

Однако разделяя помощь на экстренную и неотложную, закон четко не определяет какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Заболевания, патологические состояния и признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни не описаны, равно как и не обозначен механизм определения угрозы.

Кроме того, состояние больного может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту, однако неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию. Например, при задержке с оказанием неотложной медицинской помощи при гипертоническом кризе (угроза здоровью) возможно осложнение геморрагическим инсультом (угроза жизни) в течение нескольких минут.

Поэтому у скорых далеко не всегда имеется реальная возможность оформить необходимое согласие пациента, так как людям требуется срочное медицинское вмешательство и любое промедление может потенцировать ухудшение состояния здоровья пациента и повлечь причинение вреда жизни или здоровью. Скорая помощь на то она и скорая, чтобы в экстренном или неотложном режиме оказывать людям необходимую медицинскую помощь, не теряя времени на лишнее заполнение документов.

Проблема заключается еще и в том, что даже в случае непосредственной угрозы жизни необходимо оформлять письменное согласие пациента, если он находится в сознании.

Зачем тратить на это драгоценное время? Или на подписание с мамой согласия в то время как ребенок ухудшается на глазах от приступа анафилаксии.

А ведь по закону работник скорой обязан сначала подписать у мамы согласие, предоставить ей подробную информацию о механизмах воздействия противошоковых и антигистаминных препаратов и лишь затем приступить к оказанию помощи задыхающемуся ребенку.

Главное – пациент или его законный представитель имеет полное право отказаться от помощи скорой, никто этого не запрещал и запретить не может. Если человек выразил отказ, то никакие манипуляции проводиться не будут, притом даже те, что нужны для спасения жизни.

И в законопроекте об этом сказано«за исключением случая, когда гражданин или его законный представитель выразили отказ от медицинского вмешательства, который оформляется в виде документа на бумажном носителе». И еще.

Скорая не осуществляет профилактические прививки, это удел амбулаторного звена и задача плановой медицины, поэтому опасения людей вызывают как минимум удивление.

Почему еще важно принятие данных поправок? Скорые нередко лишены возможности оказать необходимую помощь детям без родителей или иных законных представителей. Например, ребенок на улице сломал ногу, прохожие вызвали СМП.

Ситуация требует помощи, однако неотложной, а не экстренной, так как прямой угрозы для жизни нет. А следовательно, без согласия (письменного) родителей бригада не имеет право что-либо предпринять.

Что ей надо сделать, уехать? Интересна реакция общественности, если бы скорые поступали таким образом, то есть по закону.

Помимо этого, скорые как заведенные выезжают в школы на «болит живот» или «болит голова».

Учителя настолько перепуганы и боятся ответственности, а с врачами в школах давно проблема, что скорую вызывают при малейшем приступе у ребенка боли любой локализации.

Если ничего не менять, то вместе со скорой надо вызывать и родителей. Прямо с места работы. И со скоростью доезда как у скорой – в пределах 20 мин.

Латаем старые дыры

Ну и напоследок – законопроектом предлагается устранить старый пробел части 10 статьи 20 ФЗ № 323, которая предусматривает перечень лиц, имеющих право без согласия пациента принимать решения о медицинских вмешательствах. Речь идет о тех самых случаях экстренного оказания медпомощи, когда человек не в состоянии выразить волю, например, находится без сознания.

Или отсутствуют его законные представители (например, у детей или недееспособных). Так вот по действующему закону такие решения принимаются консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом. Однако в условиях оказания СМП вне медицинской организации собрать консилиум невозможно.

Кроме того, следует отметить, что сотрудники бригад скорой помощи не являются лечащими (с учетом определения «лечащего врача», данного в ст.70 ФЗ № 323) или дежурными врачами и, поэтому, на них не распространяются нормы п.1 ч.10 ст. 20 ФЗ № 323.

Также необходимо учитывать наличие «фельдшерских бригад» СМП, не имеющих в своем составе врача и, следовательно, согласно действующему законодательству, не имеющих права принимать решение о проведении медицинского вмешательства без согласия.

Законопроектом предлагается всего лишь устранить данный пробел и включить в указанный перечень лиц медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи. И всё.

Да и вообще всё. Никаких принудительных вакцинаций и экзекуций. Законопроект не давал причин для столь бурных фантазий и конспирологических теорий. Странно, что еще никто не кивает на запад (можно, кстати, и на восток), испытывающий на нас свои вакцины. Хотя надо просто повнимательнее почитать интернет.

Законопроектом всего лишь предлагается наделить врачей СМП правом спасать людей, не теряя время на бюрократические проволочки по оформлению документов. Между прочим, до 2012 года закон вообще не обязывал врачей оформлять согласия пациентов в письменной форме. Да — да, нет – нет. И всем было проще, и конфликтов было куда меньше.

И не потому что помощь была лучше или хуже. Просто фокус агрессии и негатива был смещен куда-то в другую сторону. Сейчас эта другая сторона, наверное, совсем недоступна для порицания, поэтому злобное внимание обращено на врачей. И действительно какой ужас, бригадам СМП хотят разрешить спасать жизни без промедления.

Не допустим уничтожения россиян! Ни за что!

Источник: https://echo.msk.ru/blog/gabay/2748278-echo/

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства | ГАРАНТ

Медицинское вмешательство без согласия

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3.

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5.

При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

Часть 9 дополнена пунктом 6 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

Часть 10 дополнена пунктом 3 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, – врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, – консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Источник: https://base.garant.ru/12191967/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/

Закон о медицинских вмешательствах не вводит принудительную вакцинацию – эксперт | Милосердие.ru

Медицинское вмешательство без согласия

Законопроект о случаях, когда медицинское вмешательство возможно без согласия пациента или его законных представителей, обеспокоил ряд активистов, начавших против него кампанию в сети.

По мнению критиков проекта, внесенного группой депутатов во главе с руководителем думского комитета по охране здоровья Дмитрием Морозовым, он сделает возможной принудительную вакцинацию россиян, в том числе детей, при оказании им скорой медицинской помощи.

Такие опасения беспочвенны, говорит юрист Полина Габай, участвовавшая в разработке документа. Она рассказала, что делать родителям, опасающимся, что их детей подвергнут вакцинации против их воли.

Сейчас закон об основах охраны здоровья граждан допускает медицинское вмешательство без согласия по экстренным показаниям при угрозе жизни, если состояние пациента не позволяет ему выразить свое мнение, и его законных представителей рядом нет.

Новый вариант, уже прошедший первое чтение, допускает при оказании скорой помощи «любые медицинские вмешательства, в том числе не являющиеся экстренно необходимыми, в любых случаях, когда отсутствует письменный отказ самого гражданина или законных представителей несовершеннолетнего. Норма не содержит даже требования спрашивать у родителей согласия или отказ», — заявляют противники принятия нового закона.

Таким образом, считают они, «создается возможность без согласия самого гражданина или родителей ребенка производить любые медицинские вмешательства, даже не связанные с самой экстренной помощью и не являющиеся жизненно необходимыми. Например — профилактические прививки».

Активисты распространяют в сети призывы добиваться отклонения законопроекта. В частности, они предлагают направлять обращения спикеру и депутатам Думы, и жаловаться в администрацию президента.

«Полагаю, что протестующим следовало для начала хотя бы прочитать законопроект», — заявила адвокат, учредитель юридической компании «Факультет медицинского права» Полина Габай.

«Пациент или его законный представитель имеет полное право отказаться от помощи скорой, никто этого не запрещал и запретить не может, — подчеркнула она.

Если человек выразил отказ, то никакие манипуляции проводиться не будут, притом даже те, что нужны для спасения жизни.

И в законопроекте об этом сказано – «за исключением случая, когда гражданин или его законный представитель выразили отказ от медицинского вмешательства, который оформляется в виде документа на бумажном носителе»». 

«Скорая не осуществляет профилактические прививки, это удел амбулаторного звена и задача плановой медицины, поэтому опасения людей вызывают как минимум удивление«, — подчеркивает эксперт.

«Если родители опасаются неконтролируемой вакцинации ребенка, то они могут заранее написать отказ от тех или иных прививок из национального календаря или даже за его пределами.

Такой отказ надо передавать в школу и (или) в поликлинику, скорой его давать бесполезно и, более того, нелепо, так как бригады СМП оказывают экстренную и неотложную медицинскую помощь, а вакцинация проводится планово и в амбулаторном звене», — пояснила Полина Габай Милосердию.ru.

По ее словам, сейчас оказывать медпомощь без согласия можно по решению консилиума врачей, или лечащего врача, если консилиум собрать невозможно. А когда человеку срочно нужно помочь вне больницы — дома или на улице — речи о консилиуме идти не может.

Но сотрудники скорой помощи по закону не являются лечащими врачами пациента, т.е. формально они не имеют права помогать взрослым без сознания, или детям и недееспособным в отсутствие их представителей.

Эту несообразность также должен исправить новый закон. Именно поэтому в проект и внесено предложение наделить правом принятия решений о медицинском вмешательстве без согласия пациента работников выездной бригады скорой помощи.

Новый проект нужен и для того, чтобы устранить другой дефект в законодательстве, поясняет Полина Габай: сейчас медпомощь без получения согласия может оказываться лишь в экстренной форме, т.е. при непосредственной угрозе жизни пациента. Но при этом не определено четко, что считается такой угрозой, а что нет.

Также в действующих законах не учитывается, что состояние больного может не обязательно вести к немедленной смерти, оно может требовать не экстренной, а неотложной помощи, но если не оказать ее срочно, пациент рискует умереть в ближайшее время (например, при гипертоническом кризе есть риск гемморагического инсульта и смерти в течение нескольких минут), отмечает эксперт.

Она напомнила, что у работников скорой помощи часто нет времени, чтобы оформлять необходимые бумаги, когда помощь согласному ее принять пациенту нужно оказывать в экстренном или неотложном режиме.

«Зачем тратить на это драгоценное время?, — отмечает юрист. — Или на подписание с мамой согласия в то время как ребенок ухудшается на глазах от приступа анафилаксии.

А ведь по закону работник скорой обязан сначала подписать у мамы согласие, предоставить ей подробную информацию о механизмах воздействия противошоковых и антигистаминных препаратов и лишь затем приступить к оказанию помощи задыхающемуся ребенку».

«Скорые нередко лишены возможности оказать необходимую помощь детям без родителей или иных законных представителей. Например, ребенок на улице сломал ногу, прохожие вызвали СМП. Ситуация требует помощи, однако неотложной, а не экстренной, так как прямой угрозы для жизни нет.

А следовательно, без согласия (письменного) родителей бригада не имеет право что-либо предпринять. Что ей надо сделать, уехать? Интересна реакция общественности, если бы скорые поступали таким образом, то есть по закону», — говорит Полина Габай .

Законопроектом предлагается наделить врачей скорой помощи правом спасать людей, не теряя время на бюрократические проволочки по оформлению документов, подчеркивает она. До 2012 года закон вообще не обязывал врачей оформлять согласия пациентов в письменной форме, напоминает эксперт.

Источник: https://www.miloserdie.ru/news/zakon-o-meditsinskih-vmeshatelstvah-ne-vvodit-prinuditelnuyu-vaktsinatsiyu-ekspert/

Медицинское вмешательство без согласия гражданина

Медицинское вмешательство без согласия

Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона РФ № 323-ФЗ медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

В ч. 10 ст. 20 Федерального закона РФ № 323-ФЗ определено, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом (ч. 11 ст. 20 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями указаны в ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), согласно которой больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу ст.

34 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее – медицинские осмотры).

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологиче-ский надзор.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г.

№ 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В гл. 15 Уголовного кодекса РФ указаны принудительные меры медицинского характера. В ч. 1 ст. 97 УК установлено, что принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Согласно ст. 98 УК целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК.

В силу ч. 1 ст. 99 УК суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

На основании ч. 2 ст. 99 УК лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.

Источник: https://studopedia.su/9_103348_meditsinskoe-vmeshatelstvo-bez-soglasiya-grazhdanina.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.