Кто оплачивает установку счетчиков воды

Содержание

Кто оплачивает установку счётчиков на воду, газ, электроэнергию, и когда хозяин дома или квартиры не обязан платить

Кто оплачивает установку счетчиков воды

В 2019 году интернет «облетело» сообщение о том, что собственники жилья теперь не будут оплачивать расходы, связанные с заменой, установкой или ремонтом приборов учета.

Расскажем, правда ли это, и определим, кто все-таки будет отвечать за оплату работы специалистов, кто будет приобретать оборудование – и за чей счет.

статьи:

Кто оплачивает установку\замену счетчиков воды в квартирах в 2020 году, в том числе – в новостройках?

Установкой счетчиков на воду занимается Управляющая компания или сотрудники ЖКХ.

Собственники квартир в 2020 году не имеют права самостоятельно заменить, демонтировать или вообще каким-либо образом снять прибор учета. Владельцы и жильцы квартиры должны обратиться в соответствующую компанию – и попросить выехать специалиста для замены счетчика.

Возможно, вас попросят лично прийти и написать заявление.

Мастер обязательно должен перед работой предоставить документы, подтверждающие его специальность и разрешение на обслуживание соответствующего оборудования. Специалист должен не только снять пломбу, отремонтировать прибор учета, но и вновь его опломбировать.

Что касается оплаты за установку/замену счетчиков воды, то оплачивать все расходы будет собственник. Однако – не во всех случаях.

Законом РФ предусмотрена возможность бесплатной установки счетчика воды для определенных категорий граждан.

Перечислим, кто может бесплатно поменять водомер:

  1. Малоимущие граждане.
  2. Участники ВОВ, труженики тыла, реабилитированные граждане, вдовы погибших участников Отечественной войны.
  3. Недееспособные граждане 1 или 2 группы.

  4. Семьи с ребенком-инвалидом.

На территории некоторых субъектов Российской Федерации, местными законами предусматривается право на бесплатную установку и замену учётных приборов пенсионерам.

Есть ли льгота в вашем регионе – узнайте в Управляющей компании или ЖКХ.

А как же быть с водомером в новостройках?

С наступлением 2019 года стал рассматриваться закон ФЗ-№261. Как только он вступит в силу, все квартиры в новостройках будут реализовываться с уже установленными приборами учета.

Застройщик обязан обязательно устанавливать счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру – то есть, на каждую трубу водоснабжения, как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на внимание, и не подписывать передаточный акт при их отсутствии, так как такое жилье не будет введено в эксплуатацию и принято государственной комиссией.

Кто платит за установку газового счетчика в квартире или частном доме – новый закон 2019 об установке счетчиков газа

В соответствии с Законом федерального уровня №4871-1 от 1993 года «Об обеспечении единства измерений», измерительные приборы газового потребления следует своевременно доставлять на поверку. Это входит в обязанности владельца оборудования.

Самостоятельно менять газовый счетчик, как и водяной, запрещено. Процедуру должны проводить специалисты, которые имеют право на проведение работ по замене газового оборудования.

Повышение цен на коммунальные услуги – от чего зависит рост, и что будет с квартплатой?

Для замены, собственник квартиры или частного домовладения должен:

  1. Обратиться в территориальную Управляющую компанию и предоставить документы, написать заявление.
  2. Прийти в газовую компанию, где необходимо заказать проектную документацию.

  3. Далее специалисты должны оценить технические характеристики и подводку газовых сетей в квартиру или частный дом.
  4. Абонент должен самостоятельно приобрести газовый счетчик определенной марки после консультации в специализированной компании, а также оплатить проектирование его установки.

  5. Собственник оборудования также должен оплатить демонтаж старого прибора.
  6. После замены и проверки газового счетчика следует подписать акт выполненных работ.
  7. Затем проводится опломбирование.

Стоимость всех работ по замене, установке или опломбированию прибора учета по газу в квартире, многоквартирных домах, частных домах производится за счет хозяина жилплощади.

Заметьте, что все эксплуатационные расходы также должен оплачивать собственник. Согласно статье 158 ЖК РФ, хозяин дома несет все расходы за его содержание.

Будет ли замена счетчиков на газ бесплатной для собственников жилья – пока неизвестно. Госдума рассматривает законопроект, в котором предложено возложить оплату на ресурсопоставляющие компании.

Счетчики электроэнергии в жилых помещениях – кто оплачивает в установку\ремонт\замену

В 2019 году приняты в работу несколько нововведений. Первое — начали устанавливать «умные» счетчики на электроэнергию. Второе — предполагалось, что оплата за замену и установку счетчиков ляжет на коммунальные компании.

Министерство строительства России предложило, чтобы замена электросчетчиков была бесплатной для собственников жилья. За установку приборов будет отвечать поставщик ресурсов.

На сегодняшний день, Госдума всё ещё рассматривает проект закона, и когда его примут – неизвестно.

Пока закон не одобрили, все расходы, в том числе по замене/ремонту/установке прибора учета на электроэнергию, оплачивает собственник жилья. И это касается не только квартир, но и частных домовладений.

Основные формулы расчета начисления платы за коммунальные услуги

Отметим, что «умные счетчики» на свет россияне должны устанавливать с 1 июля 2019 года. Как правило, от организации собственнику жилья присылается уведомление с просьбой по замене.

Вот только на чьи плечи лягут расходы в будущем – пока не понятно.

Кто должен платить за установку или замену общедомовых счетчиков учета, и можно ли отказаться от оплаты

Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по содержанию всего общедомового имущества. Соответственно, и установка нового оборудования, в том числе -общедомовых приборов учета, будет производиться за счет всех собственников дома. Это прописано в ФЗ-№261.

Причем приборы учета должны быть установлены на все виды коммунальных ресурсов: холодное, горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение и газоснабжение.

Решение об установке общедомовых приборов учета принимается на общем собрании собственников помещений. Здесь же утверждается смета со стоимостью, объемами работ и порядком оплаты, а также выбирается организация, которая готова такие работы произвести

В случае, если собственник откажется выплатить сумму за установку общего прибора учета, то ресурсоснабжающая организация может взыскать с него эту сумму через суд. Приборы будут принудительно установлены – даже, если некоторые собственники выскажут свой отказ.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета.

Заметьте, что потом владелец жилья будет оплачивать не только сумму за замену или установку общедомового счетчика, но и все расходы, связанные с принудительным взысканием.

Таким образом, можно сделать вывод, что собственники и в 2020 году будут сами оплачивать расходы за установку/замену/ремонт приборов учета. Кроме того, они должны будут сами покупать счетчики — компании не выдают их. Пока не приняли закон, перекладывающий эту обязанность на компании ЖКХ, владельцы так и будут отвечать за все расходы.

Источник: https://pravo812.ru/news/1269-kto-oplachivaet-ustanovku-schyotchikov-na-vodu-gaz-elektroenergiyu.html

Кто должен устанавливать счетчики воды в муниципальной квартире?

Кто оплачивает установку счетчиков воды

В большинстве случаев лица, проживающие в муниципальных квартирах, имеют юридический статус арендаторов, поскольку живут на основании официального договора социального найма. Это двухсторонний жилищный документ, в котором указаны владелец и квартиросъёмщик.

В теории владелец должен сам ставить в квартире измерительные приборы и за свои средства менять устаревшее или вышедшее из строя оборудование.

Если квартира не приватизирована, кто должен ставить счетчики на воду?

К ответу на этот вопрос отсылают сразу несколько законов: Гражданский Кодекс РФ, ст. 676, Жилищный Кодекс, ст. 65, Федеральный Закон №261, ст. 13, пункт 5.

Но законодательная база ещё не гарантирует, что действия владельцев муниципальных квартир и лиц, в них проживающих, будут во всех случаях строго определены и регламентированы, особенно в вопросах, касающихся установки и ремонта счетчиков воды.

Закон однозначно определяет лица, отвечающие за своевременный монтаж учетных приборов – индивидуальных либо общедомовых. Это собственники, ставшие таковыми в результате коммерческой покупки жилья или отвечающие за него от имени государственных структур.

Если квартира или дом принадлежат муниципальным органам и предоставлены к проживанию согласно договору соцнайма, между собственниками и жильцами часто появляются разногласия по множеству вопросов и в частности – по вопросу установки счетчиков.

Гражданский кодекс однозначен: собственник, он же наймодатель, должен следить за надлежащей эксплуатацией жилья и следить за приборами, связанными с оказанием коммунальных услуг. В ЖК нет настолько прямых указаний, но сказано, что собственник должен выполнять все действия по отношению к объекту жилья, предусмотренные иными законами РФ.

Тем не менее на практике доказать, кто должен заниматься установкой приборов учёта воды не всегда просто.

Кроме того, все региональные структуры имеют свою программу по рациональному использованию ресурсов, в которой обязательно отражен параметры энергетической эффективности и экономии в жилищных фондах.  Эти показатели отражают учёт доходов от коммерческого жилья и расходов на его содержание.

Отказ в монтаже учётных приборов часто обоснован тем, что жильё относится к категории ветхого и подлежит сносу. Такие дома обязательно стоят в муниципальных органах на учёте, и сведения об этом доступны всем желающим.

И хотя договор найма всегда регулируется законодательными актами, само жильё бывает разным по статусу и плану его содержания. В таких ситуациях нужно найти в договоре конкретный пункт о том, кто именно должен устанавливать КПУ в квартире.

Если это обязан делать наниматель жилья, то все расходы на монтаж приборов учёта ложатся на него.

Однако в стандартном договоре обычно указано, что ответственность за установку и содержание водосчётчиков лежит на собственнике жилья. В ФЗ даже есть информация о сроках монтажа счетчиков – месяц со дня подачи заявления.

Установка счетчиков в муниципальной квартире, за чей счет проводится

Бывают случаи, когда муниципальные власти отказывают в установке либо в обслуживании приборов учёта, ссылаясь на недостаток бюджетных средств. Такие действия следует считать неправомерными. Собственники жилья, то есть местные власти, обязаны содержать жильё в полном соответствии с ГК и ЖК, и должны изыскать средства на установку счетчиков.

Порядок действий квартиросъемщика при установке ПУ в муниципальном жилье

Если вы изучили договор и не нашли в нём обязанности квартиросъёмщика, касающиеся установки водомеров, вы вправе обратиться к собственнику квартиры по этому вопросу. Не следует обращаться в горводоканал или управляющую компанию, хотя в исключительных случаях УК может выступать сособственником помещения.

Обычно в договоре чётко указано, кому принадлежит жильё. Это лицо и обязано заниматься приборами учёта. В стандартных случаях это государственная структура – муниципальные или региональные власти.

Жильцу нужно написать заявление в администрацию города, посёлка или иного населенного пункта о желании поставить КПУ. Для верности пишите документ в 2 экземплярах и обязательно поставьте дату приёма заявки в канцелярии. Попросите предоставить ответы на заявление в письменном виде. Это бумаги будут нужны при обращении в суд или вышестоящие инстанции в случае, если в монтаже приборов откажут.

Практика показывает, что участие суда – гарантия качественной и оперативной установки счётчиков на объект за счёт собственника жилья.

Поделитесь этой страничкой с друзьями:

Другие новости

Источник: https://moschetchik.ru/stati/kto-dolzhen-ustanavlivat-schetchiki-na-vodu-v-municipalnoj-kvartire/

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Кто оплачивает установку счетчиков воды

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет? 

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил.

В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений.

Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г.

№ А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14).

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета.

“Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами.

Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц.

В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них.

Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом.

Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить? 

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно.

Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года.

Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления.

При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г.

№ А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014).

Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г.

 № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим.

Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать.

Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п.

48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п.

17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г.

№ 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г.

№ 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

*** 

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник: https://www.garant.ru/article/695719/

За чей счёт должны устанавливаться общедомовые счётчики в многоквартирных домах?

Кто оплачивает установку счетчиков воды

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Общедомовые приборы учета

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

Горячей воды

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Электроэнергии

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядокустановки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  • Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  • Приобретение соответствующего счетчика.
  • Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  • Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случае если собственники отказываются платить за установку

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Порядок установки общедомового прибора учета

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  • Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  • Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

ОДПУ-выгоды для МКД

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/za-chei-schet-doljny-ustanavlivatsia-obscedomovye-schetchiki-v-mnogokvartirnyh-domah-5bcb60cb550f6f00ab7aedc0

Правила бесплатной установки счетчиков воды

Кто оплачивает установку счетчиков воды

С недавнего времени каждый собственник жилой недвижимости должен устанавливать счетчик воды.

Со слов чиновников, в первую очередь это выгодно для самих жильцов, поскольку можно контролировать ее расход, отталкиваясь от возможностей своего бюджета. Законом РФ предусмотрена возможность бесплатной установки счетчика для определенных категорий граждан.

Кто имеет право на бесплатную получение данной услуги? Какой порядок ее предоставления? Что будет, если не устанавливать прибор? Кто освобождается от необходимости использования?

Законодательная база вопроса

Вопрос об установке прибора учета воды регулируется:

  • Постановлением Правительства РФ № 776, предусматривающим порядок и правила использования воды, в том числе и сточных вод;
  • Федеральным законом № 261 о порядке и правилах установки прибора учета потребления холодной и горячей воды;
  • Постановлением Правительства № 306 о формировании тарифов для граждан, которые по каким-либо причинам не установили счетчик.

Перечень не является исчерпывающим, поскольку на региональном уровне местная администрация может принимать свои поправки к законам, которые расширяют перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную установку счетчиков воды, а также видоизменяют сам порядок регистрации прибора учета.

Кто может воспользоваться данной услугой от государства

На территории РФ претендовать на бесплатную установку счетчиков воды имеют право определенные категории граждан, а именно:

  • малоимущие;
  • граждане, имеющие статус участника ВОВ. Сюда входит: труженик тыла, реабилитированные граждане, вдовы погибших участников ВОВ;
  • недееспособные граждане 1 или 2 группы;
  • семьи, которые занимаются воспитание ребенка-инвалида.

В некоторых регионах страны местными законами предусмотрена возможность бесплатной установки водяного счетчика для пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых по старости.

К примеру, в столице бесплатно могут установить счетчики все граждане, которые получили субсидию на оплату коммунальных услуг.

Помимо этого, в каждом регионе местная администрация может проводить своего рода акцию, когда в определенный период года предоставление приборов учета воды осуществляется бесплатно для всех граждан. Подобная акция в прошлом году уже проводилась в Санкт-Петербурге.

Когда можно не использовать данный прибор

Кроме тех ситуаций, когда определенная категория граждан может установить счетчик воды бесплатно, предусмотрена еще и возможность вообще отказаться от подобной необходимости.

Счетчик воды может не устанавливаться в том случае, если строение:

  • относится к категории “здание с небольшим потреблением электроэнергии”;
  • является жилым, но признано контролирующими органами аварийным либо ветхим;
  • включает в себя ветхие системы коммуникации, которые в срочном порядке необходимо заменить;
  • из-за конструктивных особенностей проводки горячей и холодной воды не позволяют считывать показания установленных приборов учета потребления.

В ситуации, когда жилое строение относится к любой из вышеуказанной категории необходимо в обязательном порядке обратиться в управляющую организацию за получением документа, который способен подтвердить данный факт.

Если же это невозможно сделать по каким-либо независящим причинам, необходимо обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. На основании поданного заявления будет вызван специалист, который и сможет выдать соответствующее заключение.

Изначально стоит помнить о том, что в Постановлении Правительства РФ № 776 от сентября 2013 года “Об утверждении порядка и правил частного использования воды, в том числе и сточных вод” четко указано: введение счетчиков в эксплуатацию для граждан РФ должно осуществляться на бесплатной основе. Помимо этого, бесплатно производится и сама опломбировка прибора.

Сам алгоритм оформления заключается в следующем:

  1. Обращение в управляющую компанию.
  2. Подача необходимо перечня документов.
  3. Установка прибора учета и подписание акта ввода его в эксплуатацию.
  4. Подписание договора.

Если управляющая кампания не занимается лично установкой счетчиков воды, она в обязательном порядке должна предоставит перечень организаций, которые готовы предоставить такую услугу.

Стоимость

Если недвижимость относится к муниципальной собственности, установка осуществляется бесплатно.

При установке в приватизированной квартире необходимо будет заплатить за монтаж прибора в среднем от 4 до 7 тысяч рублей (в зависимости от региона проживания и уровня сложности работы).

У многих управляющих организаций уже есть в наличии необходимые приборы, но можно приобрести их и лично. В любом случае, нужно быть готовым оплатить порядка 2,5 тысяч (средняя цена за прибор). Цена может быть увеличена в зависимости от модели счетчика и фирмы изготовителя.

Что делать после установки

После того, как счетчик был успешно установлен в квартире, необходимо будет вызвать сотрудника управляющей кампании для составления соответствующего акта ввода в эксплуатацию.

После получения его на руки необходимо будет заключить соглашение об оплате за потребленную воду согласно показаниям счетчика по установленным тарифам.

Пакет документов

Для установки прибора учета воды необходимо подготовить:

  • паспорт и копию всех заполненных страниц заявителя;
  • заявление;
  • любой документ, способный подтвердить право собственности на объект жилой недвижимости;
  • план объекта (многие его называют техническим условием) – можно заказать в управляющей компании либо в другой организации, предоставляющей такую услугу.

Для заключения договора необходимо иметь при себе определенный перечень документов:

  • соглашение на установку счетчика воды;
  • паспорт на прибор, выданный заводом-изготовителем (идет в комплекте);
  • акт о вводе в эксплуатацию;
  • сертификат соответствия.

При необходимости перечень может быть расширен.

Правила поверки

Изначально период поверки устанавливается заводом-изготовителем.

В такой ситуации никто не имеет юридического права отменить его, если по ТУ счетчик изнашивается и спустя проход через него определенного объема воды начинает давать ложные показания – нужно немедленно сдавать на поверку.

В общем порядке период поверки регулируется Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011 года.

Однако предусмотренные правила дают только отписку к соглашению об оказании коммунальных услуг, где указывается:

  • информация о виде счетчика;
  • когда он был установлен;
  • время пломбировки завода-изготовителя;
  • период поверки.

Простыми словами, период поверки отталкивается от имеющихся технических условий.

На сегодня предусмотрено несколько разновидностей определения периода поверки:

  • временной интервал. Многие счетчики обладают стандартным временем – между поверками должно пройти 4 года для горячей воды и 6 лет – для холодной;
  • либо же спустя время, когда через прибор пройдет определенный объем воды.

На практике же используется пока только первый способ.

Написание заявления

Скачать бланк заявления на опломбировку индивидуального прибора учета потребляемой воды.

При составлении заявления на пломбировку счетчика и дальнейшую постановку его на учет, необходимо помнить, что в нем должны содержаться такие сведения:

  • полные ФИО заявителя;
  • адрес проживания, в том числе и почтовый индекс;
  • информация о периоде, за который будет установлен прибор учета;
  • какое назначение объекта, где он будет установлен (жилое помещение, промышленное и так далее);
  • предполагаемая нагрузка.

Категорически запрещается допускать в документе помарки и любые исправления.

Санкции и штрафы за отсутствие приборов учета воды

Принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды.

Законодательством РФ четко указывается, что граждане, не установившие приборы учета потребления воды до 2017 года, не будут подвержены штрафным санкциям.

Однако есть небольшой нюанс: начиная с 2015 года тарифы на воду для граждан, не установивших счетчики, рассчитываются с завышенным коэффициентом.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 306 “Об утверждении правил в расчете нормативов потребления коммунальных услуг” на 2019 год установлен коэффициент на уровне 1,5.

Его допускается применять для тех категорий граждан, в квартирах которых есть возможность установки счетчика, однако они еще этого не сделали.

Помимо этого, управляющей кампании разрешили совершать установку прибора учета потребления воды без получения согласия жильцов. Такая возможность допускается исключительно по решению суда.

Стоит отметить, что это положение уже оспаривается правозащитными организациями, поскольку механизм предоставления приборов без согласия жильцов до конца остается неизвестным.

При этом если учесть высокий уровень коррупции среди чиновников, то принудительная установка счетчиков может только существенно ухудшить финансовое положение простых граждан, которые желают хоть немного сэкономить на оплате коммунальных услуг.

Ну а пока остается только два варианта: установить счетчик и контролировать свой расход воды либо платить по завышенным тарифам.

О необходимости использования индивидуальных приборов учета воды рассказано в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/nedvizhimost/pravila-besplatnoj-ustanovki-schetchikov-vody.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.