Кому я обязан предъявлять паспорт

Кто имеет право требовать показать ваши документы?

Кому я обязан предъявлять паспорт

Еще одна история о том, что нельзя быть доверчивым.

Эта история случилась в мою бытность оперуполномоченным ОБЭП в одном из районных ОВД в начале 2000-х. С заявлением пришла женщина. На вид полу-бомж, одета неряшливо, попахивала неприятно, ну и выглядела гораздо старше своих лет. С ней был сын, выглядевший подобно матери. Жаловались на то, что их «кинули» с квартирой.

Эти граждане обладали 4-х комнатной квартирой в хорошем районе, а оказались, фактически, бомжами. Схема мошенничества не была сильно хитрой. Один хитропопый гражданин, предложил ей обменять ее шикарную 4-х комнатную на 2-х комнатную с доплатой. Поскольку гражданка Н. не могла содержать большую квартиру, она согласилась на это предложение.

Хиропопый гражданин дал ей подписать какие-то документы (что же именно было подписано, гражданка Н. сказать не могла). После он предложил ей вариант для обмена, на который она радостно согласилась, так квартира была в том же районе и в прекрасном состоянии. В скором времени был организован переезд, хитропоп дал ей некоторую сумму, пообещав остальное попозже.

Позднее, когда я общался с ее бывшими соседями, то они нарадоваться не могли, что она съехала. Даже спустя несколько месяцев после переезда на площадке пованивало. Дело в том, что гражданка Н. была заядлой собачницей. В квартире жила свора из 12 собак. Всю эту свору она практически не выгуливала, собаки гадили на балконе, и все это добро по стене текло к соседям.

Это помимо общего шумового фона. Война с ней была в апогее, поэтому когда ее увезли, соседи были счастливы.

В новой квартире гражданка Н. прожила два месяца, превратив ее в подобный свинарник. А с заявлением она прибежала после того, как в квартиру пришел мужик, и стал требовать оплату за квартиру и компенсацию ущерба.

Когда она стала лепетать, что это ее квартира, мужик просто показал ей документы о собственности, объяснил, что за квартиру было заплачено только за два месяца вперед. А поскольку у гражданки Н.

денег не было (жила на пенсию, сынуля классический бездельник, которому даже бухать лень, лишь бы лежать с умной рожей), то они были со всеми собаками и шмотками выписаны на улицу.

Из документов она смогла предъявить только договор о намерениях по обмену, и расписку хитропопого о том, что он обязуется выплатить ей разницу в цене квартир с истекшим сроком.

Когда стали разбираться, я запросил в Росреестре сведения по этой квартире. По данным Росреетра гражданка Н. продала квартиру хитропопому (во всех документах стояла подлинная подпись гражданки Н.), а тот, зарегистрировав собственность, сразу же ее перепродал.

По сути, 4-х комнатная квартира обошлась ему в стоимость аренды двушки за два месяца, оплаты переезда и госпошлин по оформлению. Кстати, это была первая «проба пера» хитропопого, когда он так подставился, так как все следы вели к нему.

В дальнейшем он мелькал в сомнительных сделках с недвижимостью, только вот привязать его к ним было невозможно. У меня на ковре хитропопый лопотал стандартное про проблемы в бизнесе, из-за чего он не смог в срок выполнить то, что обещал. Клялся все исправить в ближайшее время. Пока я собирал материал, хитропоп подсуетился, оформил гражданке Н.

в собственность двушку в бараке-засыпушке в трущобном районе, дал ей немного денег, после чего она прибежала ко мне, сияя, как елка новогодняя. Заявила, что хитропоп все обещания выполнил, и она к нему претензий не имеет. Материал ушел в архив.

Думаю, что не надо объяснять, что даже с такими затратами хитропоп все равно остался в выгоде, поскольку новое жилье гражданки Н. стоило раз в 10 меньше той квартиры, которую он отжал. Да и денег он ей отдал немного, пролечив обещаниями, и взяв расписку, что она к нему претензий не имеет.

Вот такая святая простота и наивность. На голых обещаниях гражданка Н. подписала с хиропопым договор купли-продажи квартиры, по которому выходило, что она получила расчет в полном объеме.

История получила продолжение спустя год с небольшим. Я уже перевелся в следствие и, однажды, заехал к бывшим коллегам в гости по делу. От них и узнал, что гражданку Н. снова кинули, только уже обеспечив ее 100% статусом бомжа. Тут схема была сложнее. Гражданка Н. жила в ветхом бараке, квартира была у нее в собственности.

К ней пришла девушка, представившаяся сотрудником районной администрации. Девушка стала рассказывать, что в районе программа по расселению малоимущих из ветхого жилья, и гражданка Н. попадает под действие этой программы. Гражданке Н. была обещана квартира схожей кубатуры в новостройке со всеми удобствами. Гражданка Н.

была счастлива безмерно, сынуля радовался, валяясь на диване. Девушка приходила несколько раз, гражданка Н. готова была ее поставить на божничку. С умным видом составлялись акты о ветхости жилья, еще куча бумажек. Несколько раз девушка приводила, как она поясняла, представителей общественности, которые осматривали квартиру. В конечном итоге гражданка Н.

подписала договор купли-продажи и расписку о том, что получила за свою квартиру полный расчет. Девушка из администрации ей объяснила, что это нужно, так как по документам администрация выкупает у нее квартиру, а взамен приобретает новую. После подписания документов девушка сказала, что через несколько недель гражданке Н. предоставят новую квартиру.

После этого девушка больше не появлялась. Думаю, что не нужно пояснять, что подписанный договор гражданка Н. не читала.

Спустя месяц, в один прекрасный день, в квартиру гражданки Н. явился незнакомый мужик с вопросом, почему она до сих пор не освободила квартиру. На лопотание гражданки Н.

о том, что она ждет переселения, мужик предъявил свидетельство о собственности и указал ей на дверь. Ну а дальше, не утруждая себя иском о выселении, новый хозяин квартиры выставил гражданку Н.

, ее сынулю, и всю свору собак на улицу. Соседи снова были счастливы.

По документам договор купли-продажи был заключен между новым собственником и гражданкой Н. Также у него на руках была расписка о том, что гражданка Н. получила от него полный расчет за квартиру. Девушка из администрации везде мелькала как посредник, но кроме имени никто не мог назвать ничего, документов она не предъявляла.

По всем документам проходила чистая купля-продажа. По словам гражданки Н. и нового собственника был составлен фоторобот, но достаточных оснований для возбуждения уголовного дела так и не было найдено. Материал ушел в архив. Гражданка Н. пыталась судиться с новым собственником, но по имеющимся документам он легко отбился от претензий.

Вот так в одном сибирском городе появилось 2 новых бомжа и 12 беспризорных собак.

Мораль сей басни проста. Не будьте наивными, не верьте никому, кинуть могут даже близкие родственники. Причем если для посторонних мошенников это просто бизнес, ничего личного, родственники могут кинуть очень грубо и цинично. Если не понимаете сути того, что написано, не поленитесь сходить на консультацию.

Что значит 500-1000 рублей за простую консультацию, при риске потерять все? Всегда внимательно читайте то, что предлагают вам подписать, даже если темно, текст мелким шрифтом, вам лень, да и человек хороший, не обманет?!? Не торопитесь, всегда можно взять паузу и подумать.

Если вас убеждают, что так выгодно только сегодня, завтра будет дороже, давай, подписывай – это наипервейший тревожный знак! Не становитесь потерпевшими!

Источник: https://pikabu.ru/story/kto_imeet_pravo_trebovat_pokazat_vashi_dokumentyi_6698179

Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?

Кому я обязан предъявлять паспорт

В последние годы в российском законодательстве наметилась тенденция к ужесточению правил обработки персональных данных и, в частности, к повышению санкций за их нарушение.

Однако в обществе не перестают утихать дискуссии по поводу действий отдельных должностных лиц в отношении документов, содержащих персональные данные.

Одним из таких вопросов является вопрос о том, законно ли требование частного охранника (например, охранника, сидящего при входе в образовательные организации или на предприятия, помещения которых сданы в аренду) предъявить паспорт для внесения данных из него в журнал учета посетителей?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.

Паспортные данные – персональные или нет?

Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.

), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

№ 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон № 152-ФЗ).

Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О.

, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г.

№ 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).

Кто вправе проверять паспорт?

Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:

Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.

Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.

Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?

Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность.

В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 “Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны”.

Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно.

Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным.

Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе.

Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения.

Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?

Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: “Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации” (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I).

В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:

  • снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
  • запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.

Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия “персональные данные” и “обработка персональных данных”, при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных.

Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации.

Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.

Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;
  • копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;
  • персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Судебная практика

Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много.

Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г.

№ 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает.

Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.

Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.

Защита персональных данных

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.

В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений.

Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.

***

Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону.

Источник: https://www.garant.ru/news/1313238/

Паспорт гражданина РФ, права и обязанности

Кому я обязан предъявлять паспорт

Паспорт имеет гражданин любой страны мира, в том числе и гражданин РФ. На территории России паспорт выдается гражданину при наступлении 14 лет. С получением паспорта РФ гражданин получает и определенные обязанности, давайте разберемся какие.

Обязан ли гражданин РФ носить с собой паспорт

Иногда сотрудники полиции останавливают гражданина для проверки документов и очень часто утверждают, что гражданин обязан носить с собой паспорт, правы ли они, на самом деле нет, давайте разберемся.

Гражданин РФ согласно Положению о паспорте гражданина РФ обязан иметь паспорт, если он достиг 14 летнего возраста и проживает на территории РФ. Обязанности носить его при себе в данном положении нет. Соответственно носить с собой паспорт Вы не обязаны, так как других законов регламентирующих данную обязанность нет.

Очень часто за отсутствие паспорта сотрудники полиции могут попытаться выписать штраф по статье 19.

15 КоАП РФ,  которая гласит: проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Данный штраф законен только в ситуации если Вы проживаете по какому либо адресу без паспорта, поэтому если Вы идете по улице то данный штраф не законен, и его легко обжаловать в суде или в прокуратуре.

Тем не менее любой сотрудник полиции согласно Закону о полиции и наличии достаточных оснований подозревать Вас в совершении какого либо правонарушения имеет полное право остановить Вас для проверки личности, и потребовать у Вас документ удостоверяющий личность.

Четкого определения что такое документ удостоверяющий личность, и какие документы можно отнести к ним тоже, но согласно различным положениям и приказам к таковым документам относятся документы которые имеют сведения о владельце и документы выданы в различных государственных органах и по ним можно установить личность, например:

  • удостоверение личности моряка;
  • военный билет и удостоверение военнослужащего;
  • водительское удостоверение (Определение Верховного Суда РФ ГКПИ 06-1016)
  • служебные удостоверения различных государственных служб;
  • временные удостоверения личности;

Наличие вышеуказанных документов обычно достаточно для выяснения личности, и никто задерживать Вас не будет.

В Законе о полиции (Статья 14) такой причины как задержание для выяснения личности нет, поэтому для того, что бы доставить Вас в отдел полиции сотруднику нужны другие основания.

Если он их найдет, он имеет право, в соответствии с 14 статьей Закона о полиции, задержать Вас и доставить в отделение для выяснение личности на срок не более 3 часов, поэтому обязательно требуйте протокол задержания с указанием времени и причины задержания, что бы при желании его  можно было обжаловать.

В апреле 2020 года Правительство РФ в связи с пандемией вируса COVID-19 выпустило и подписало Постановление № 417 Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно этим правилам обязательным для выполнения гражданами, при введении на территории РФ или в ее отдельных субьектов режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.

3 Д), гражданин обязан иметь при себе документы удостоверяющие его личность, за их отсутствие по статье КоАП 20.6.1 полагается штраф от 1000 до 30 000 рублей.

Обобщим и сделаем маленькую памятку гражданина:

  • Гражданин обязан иметь паспорт, но не обязан его носить с собой;
  • Вместо паспорта можно предъявить для проверки любое другое удостоверение личности, по которому можно выяснить вашу личность;
  • Документы удостоверяющие личность Вы обязаны постоянно носить при себе, только при введении на территории где Вы находитесь режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
  • При наличии веских оснований и необходимости документально установить вашу личность, Вас могут задержать и доставить в отдел полиции и выяснить личность там, обязательно требуйте составить протокол задержания.
  • Попытка выписать штраф за отсутствие паспорта не законна, при условии, что вы находитесь вне жилого помещения.

Есть ли штраф за просроченный паспорт в 45 лет

Забыли продлить паспорт в 45 лет, придется оплатить штраф.

Источник: https://gosmira.ru/obyazan-li-grazhdanin-rf-nosit-pasport/

Кто имеет право проверять документы у граждан

Кому я обязан предъявлять паспорт

Проверка документов в крупных городах – частое явление. Многие сталкивались с проверкой документов сотрудниками полиции или просьбами работников той или иной организации предъявить документ удостоверяющий личности. А кто может требовать для проверки такие документы? И что является “документом удостоверяющим личность”? Разберем этот вопрос с правовой точки зрения.

В действующем законодательстве отсутствует понятие – «удостоверение личности». Но при этом в нормативных актах имеется список документов, которые можно предъявлять при отсутствии паспорта, являющегося главным удостоверяющим документом для граждан РФ.

Документ, удостоверяющий личность

В РФ основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина РФ (в п.1 Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность»).

На ряду с паспортом, удостоверять личность гражданина могут следующие документы:

  • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
  • временное удостоверение личности по стандартезированной форме № 2-П, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);
  • справка, выдаваемая подозреваемым и обвиняемым, в установленной форме;
  • удостоверение личности моряка;
  • свидетельство о рождении (для граждан не достигших 14 лет);
  • удостоверение личности военнослужащего;
  • служебное удостоверение работника прокуратуры.

Для иностранных граждан на территории РФ, документом удостоверяющим личность являются:

  • паспорт иностранного гражданина;
  • дипломатический паспорт;
  • документ выданный иностранным государством и признанный в соответствии с международным договором документом, удостоверяющим личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство в РФ;
  • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ.

Относится ли водительское удостоверение к документам удостоверяющим личность

Вопрос спорный и противоречивый. Прямого указания в законе на то, что водительские права можно использовать в качестве документа удостоверяющего личность нет. В то же время права обладают всеми обязательными реквизитами способными удостоверить личность гражданина.

Сотрудники, каких организаций и учреждений обладают правом проверки документов

В установленных законом случаях сотрудники полиции имеют право проводить проверку документов, удостоверяющих личность, например, при рейдах и иных специальных мероприятиях.

При этом отсутствие паспорта или иного документа, его заменяющего не является основанием для привлечения к административной ответственности, но может стать причиной для административного задержания сроком до трех суток.

Закон устанавливает перечень ситуаций, при наличии которых предъявление паспорта необходимо, а именно:

  1. судопроизводство (предъявляется при входе в суд дежурному и судье (секретарю заседания);
  2. нотариусу при осуществлении нотариальных действий;
  3. в органах ЗАГСа при проставлении соответствующих записей;
  4. при выполнении действий на основании доверенности;
  5. работодателю (в отдел кадров, секретарю, юристу) при трудоустройстве и увольнении;
  6. в кредитные учреждения при получении (оформлении) денежных переводов;
  7. в почтовые службы при получении отправлений;
  8. при оформлении пенсии в пенсионный фонд (территориальное подразделение);
  9. при выдаче военного билета, водительских прав, заграничного паспорта и в прочих ситуациях, прямо предусмотренных в действующих нормативных актах.

Нередко предъявление паспорта требуется при подписании договоров и соглашений и при заключении различного рода сделок, а также получении государственных услуг.

В каких ситуациях возможна проверка

Стоит сразу оговорить, что полномочия сотрудников правоохранительных органов, в том числе полицейских, строго регламентированы и поэтому ограничены законом.

Соответственно без веских причин у вас не могут потребовать предъявления паспорта.

Если же имеет место такое требование без законных оснований, то можно говорить о превышении полномочий и соразмерной ответственности сотрудника правоохранительного органа.

Среди оснований для проверки документов, ФЗ «О полиции» выделяет следующие ситуации:

  1. когда имеются причины полагать, что гражданином могло быть совершено преступное деяние;
  2. когда имеются подозрения, что гражданин объявлен в розыск;
  3. когда есть информация о совершении лицом административного правонарушения (в т.ч. когда гражданин был застигнут на месте совершения проступка);
  4. когда имеются основания для применения к гражданину задержания в качестве принудительной меры.

При этом основания для задержания гражданина также перечислены в законе. Помимо лиц, подозреваемых в совершении преступления, могут быть задержаны граждане:

  1. объявленные в розыск;
  2. совершившие побег из-под стражи или из психиатрической лечебницы;
  3. предпринявшие попытку проникновения на находящиеся под охраной объекты;
  4. уклоняющиеся от административного ареста;
  5. признанные невменяемыми на основании решения суда и уклоняющиеся от необходимого медицинского лечения;
  6. совершившие попытку суицида;
  7. нарушившие комендантский час;
  8. затребованные к выдаче иностранным государством;
  9. имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.

Кроме того, на фоне введения личного банкротства, многие граждане, накопившие множество долгов получают ограничение выезда из РФ. Это также является основанием для предъявления паспорта сотрудникам соответствующего органа.

Если гражданин не относится ни к одной из названных выше категорий, то для проверки у него документов (паспорта гражданина) оснований нет.

Как происходит проверка документов

Помните, что независимо от основания, сотрудник полиции, обратившийся к гражданину для проверки его документов, удостоверяющих личность, обязан выполнить следующие действия, согласно ст. 5 закона РФ «О полиции»:

  1. представиться, назвав свою фамилию, имя и отчество, а также занимаемую должность (звание);
  2. в подтверждение своих слов представить для ознакомления гражданину свое служебное удостоверение (однако об этом должен попросить сам гражданин);
  3. сообщить причину и с какой целью он обращается к гражданину.

Помните, что начинать спор или ругаться с представителем правоохранительной организации не стоит, как и отказываться от представления документов, даже если, по вашему мнению, нет причин для проведения проверки.

В противном случае, при подтверждении законности проверки, за неповиновение требованию полицейского на нарушителя будут наложены штрафные санкции, предусмотренные в положениях ст. 19.3 КоАП РФ. При этом вы можете получить штраф в размере до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Сотрудник полиции не имеет права требовать оплаты административного штрафа за неповиновение в месте проверки документов, поскольку он назначается исключительно по решению компетентного органа после рассмотрения протокола об административном правонарушении, который составляется сотрудником полиции, которому не подчинился нарушитель, в обратном случае следует воспользоваться юридическими услугами по представительству в суде.

Кроме того, если не имело место неповиновение, но документ, удостоверяющий личность предоставлен не был, сотрудник полиции имеет полное право доставить гражданина в отделение для выяснения личности. Поскольку конкретного времени доставления закон не содержит, то он может быть какой угодно, но не более трех суток.

Ответственность за непредставление документа

Говоря об ответственности, необходимо напомнить, что на основании прямых указаний Конституции РФ, являющейся основным законом, (ст.

55) любая обязанность на гражданина (в частности, носить при себе паспорт) может быть возложена только федеральным законом.

При этом ни один федеральный закон не требует ношения при себе документа, удостоверяющего личность от граждан России. Соответственно всегда можно апеллировать данным положением при общении с представителями власти.

Лучше доверьте работу по семейным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно. Но, как было указано выше, гражданина могут оштрафовать за оказание сопротивления полиции или доставить в участок до выяснения личности.

Ответственность предусмотрена за утрату паспорта или его порчу (небрежное хранение) положениями ст.19.

16 КОАП (если паспорт не был предоставлен по этим причинам), а также за отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания).

Выводы:

  1. Правом проверки документов, удостоверяющих личность, к которым в нашей стране относится паспорт, обладает довольно узкий круг лиц. В целом это нотариусы, сотрудники налоговых, судебных и регистрирующих органов, и ЗАГСА и, конечно же, полиции.
  2. При этом для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов обратились к вам с соответствующим требованием необходимо наличие оснований прямо перечисленных в законе.
  3. Помимо наличия основания для проведения проверки документов, сотрудник полиции должен быть одет в надлежащую форму и находиться на службе. У него должны быть служебные документы, которые он обязан предъявить по требованию, как и сообщить о целях проверки.
  4. Ответственность за не предоставление паспорта прямо не предусмотрена. Однако вас могут доставить в отделение полиции для выяснения личности на срок до трех суток или привлечь к административной ответственности, если ваше поведение было агрессивным и неподобающим.

Источник: http://JurProvodnik.ru/soveti/648-pravo-proverayt-documenti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.